Я еду по Седьмой линии в сторону металлургического завода города мимо маленьких, еще сохранившихся там домишек. Некоторые отреставрированы, другие выглядят так же, как сто лет тому назад: невысокие, с маленькими окошками.
Ветер приносит гарь от металлургического завода. Наверное, этот запах хорошо был известен всем юзовчанам, так как город начинался именно с этого завода. Как хотелось бы узнать о жизни моих недавних предков…
Некоторое время назад от коллеги-генеалога Елены я получила запись о смерти Ривы Иоселевны Лукер, вдовы http://elizavetagiller.ucoz.ru/index/voprosyb_voprosy/0-103.
Эта женщина умерла в Юзовке, данные о смерти были записаны в книге Бахмутской синагоги, а хранилась страница с этой записью в Метрической книге Павлоградской синагоги.
Вот такой треугольник!
Я решила изучить записи Бахмутской синагоги, так как в них могут быть данные о моих Лукерах.
И вот, наконец, я собралась в архив для изучения этого фонда.
Первой впечатление: сохранилось очень мало информации. Если записи Мариупольской синагоги насчитывают около 40 дел, то архив Бахмутской синагоги всего только 8 дел. Если в каждом из дел Мариупольской синагоги есть записи о рождении, смерти, бракосочетании и разводе, то в каждом из дел Бахмутской синагоги есть данные только о смерти, о рождении или бракосочетании. Многие года пропущены. Так что исчерпывающими эти дела никак нельзя назвать.
Многие документы находятся в ужасном состоянии: куски страниц оборваны, некоторые фрагменты просто смыты водой (в 19 веке писали чернилами, и при попадании воды чернила смывались). Конечно, в руки эти книги не дают, можно пользоваться только отсканированными для компьютера файлами.
Дела охватывают период от 1858 до 1916 года.
В Бахмутской метрической книге попадаются записи из Затишья, называемого в 1858 году Бахертом. Трудно представить это расстояние, думаю, около 200 км. За день туда- обратно вряд ли можно было на лошадях управиться.
Очень много записей о юзовчанах. Известно, что первая синагога в Юзовке была построена в 1910 году, однако, записи в Бахмуте о жителях Юзовки захватывают и 1916 год.
По книге Бахмутской синагоги можно проследить появление евреев в Юзовке. В первых записях названия «Юзовка» не было. Первая метрическая запись, имеющаяся в архиве и относящаяся к Юзовке, датируется 1883 годом и обозначена не названием поселка, а названием завода: на заводе Новороссийского акционерного общества 6 января 10 тевета у Мариупольского мещанина Ильи Евелева Кауфмана и его жены Зельды родился сын Борис. Возможно, именно его можно считать первым коренным юзовчанином-евреем? Эта запись опровергает дату, указанную в одной из статей, что евреям было разрешено селиться в Юзовке в 1903 году. На самом деле евреи появились здесь намного раньше.
Через пару лет в записях появляется название «на заводе Юза», и эти два названия постоянно чередуются. Встречается также наименование: «на станции Юзово», но я не знаю, что это за географическое место.
В конце 19 века все еще упоминалось, как географическое название, «на заводе Юза». Но, судя по метрическим записям, к 1910 году название «Юзовка» полностью укоренилось.
Надо сказать, что в Метрических записях о смерти 1896-1898 г.г. умершие юзовчане занимают большое место. Одно из двух: или смертность в поселке была высокой, или количество евреев в Юзовке к тому времени сравнилось с количеством евреев в городе Бахмуте.
Расстояние от нашего города до Бахмута (Артемовска) и сейчас не кажется маленьким: на автобусе больше двух часов. А в конце позапрошлого- начале прошлого века такое путешествие, я думаю, за один день обернуться было сложно, если не невозможно.
Неудивительно, что детей, рожденных в одной семье, записывали «оптом», «по решению Бахмутской управы»: после имен родителей шла запись имен детей, рожденных за многие годы. Как я подозреваю, когда старшему пришло время жениться или получить какой-то документ. Абсолютный рекорд в этом смысле запись в 1909 году шести (!) детей за один раз. Старшему к тому времени исполнилось 19 лет, а младшему 2 года.
Среди встречающихся в записях фамилий очень много фамилий хорошо известных мне людей, с которыми училась, работала или просто была знакома.
Имена записывали традиционно еврейские, но все чаще появляются в записях русские имена, иногда указанные в скобках: Фейга (Фанни), а в других случаях без соответствующего еврейского имени: Наталья Израилевна Голубовская, Маша, Антон, София, Вера, Ефрем, Адольф, Игорь, Павел, Паулина, Михаил, Стефан, Григорий и т.д.
География записей захватывает всю нынешнюю Донецкую и часть Луганской областей.
Это говорит, что в это время евреи жили по многим городам и весям этих областей: Горловка, Лисичанск, ст. Енакиево, Гришино, Авдеевка, Селидово, Попасная и др… Евреи постоянно переселялись из разных частей России, и браки обычно заключались между переселенцами в Донбасс из самых разных уголков России.
Сюрпризом была запись о браке Челябинского мещанина Оренбургской губернии Якова Ароновича Мойц, холостого с девицею, Енисейской мещанкой Диной Давидовной Самойловой. Какой поворот судьбы их забросил из Сибири в Юзовку? |